автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Старайтесь соблюдать баланс между тем, сколько вы говорите и слушаете. Идеальных пропорций нет. Это будет зависеть от общительности собеседника и от того, как близко вы знакомы. Но все же старайтесь меньше говорить, а больше слушать.
Монологи хороши в случаях, когда вы приготовили яркую презентацию, хотите заразить своей идей или поделиться переполняющими эмоциями. Но даже в этом случае, в конце обязательно дайте высказаться своему собеседнику, чтобы восстановить баланс между вашей речью и слушанием.
2. Развивайте мысль собеседника, не перебивая
Давайте человеку высказаться. Даже если вы уже поняли, о чем он хочет сказать, сдерживайте себя, чтобы не закончить фразу за него. Если собеседник подбирает подходящую фразу или слово, помогайте ему лишь в том случае, когда он обратился непосредственно к вам с этой просьбой. Иначе можете не угадать то, что думал ваш визави, а это лишь повысить его раздражительность или перерастет в спор.
3. Делайте паузу
После слов собеседника выдерживайте небольшую паузу. Вполне возможно, что он продолжит говорить. И добавит к уже сказанному дополнительные детали или новые аргументы. Кроме того, пауза в разговоре демонстрирует вашу серьезность и обдумывание сказанного. Все это способствует созданию доверительного контакта.
4. Используйте невербальное общение
Если подключите к общению невербальные сигналы, беседа только выиграет. Сопровождайте тезисы собеседника кивками или покачиванием головой, используйте «отзеркаливание» его позы. Внимательно следите за его мимикой, жестами и интонацией.
5. Создавайте условия для диалога
Когда наступает очередь высказаться, заканчивайте финальную реплику вопросом. Это побудит собеседника ответить, и разговор будет постоянно достраиваться в форме диалога вместо пауз неловкого молчания. Кроме того, этим вы будете демонстрировать интерес к собеседнику в течение всего разговора. Делитесь в ходе диалога своим мнением, чтобы ваша беседа не превращалась в допрос с пристрастием.
Плохо: - Да, это был хороший форум. Особенно мне понравился первый спикер.
Хорошо: - Да, это был хороший форум. Особенно мне понравился первый спикер. А что понравилось вам?
6. Замените категоричные выводы вопросом
Не всегда сказанное воспринимается однозначно. Если вы сомневаетесь, то лучше перестраховаться и вместо утверждения задать вопрос или спросить мнение собеседника. Если вы обсуждаете продажи - то сможете, не навязывая товар или услугу, увидеть возможности для их реализации.
Плохо: - Правильно, что откажетесь от этого вида рекламы!
Хорошо: - Считаете правильным отказаться от этого вида рекламы?
Плохо: - Самый подходящий вариант для вас - это склад №19.
Хорошо: - Что Вы думаете насчет склада №19?
Повторите за собеседником главную сказанную им мысль. Это демонстрирует вашу внимательность и понимание.
- Я ищу …
- Ясно. Вы ищите…
Высказывайтесь о состоянии собеседника, которое вы почувствовали в ходе общения и о своих возникших эмоциях. Это добавляет беседе чувственности и способствует укреплению контакта между вами.
Периодически резюмируйте то, что говорит собеседник. Кратко перескажите озвученное им, сохраняя основные мысли и тезисы. Это поможет вам структурировать информацию партнера, а ему - понять, насколько его правильно услышали. Это хороший способ подведения итогов беседы, в том числе промежуточных.
В завершении беседы подведите итоги общения. Еще раз повторите основные идеи в сжатом виде. Отметьте, что достигли конкретных результатов (если достигли), видите прогресс в переговорах (если намерены обсуждать тему в дальнейшем), или укажите на удовлетворенность внесением ясности (если тема оказалась исчерпана).
При этом хорошо использовать вводные формы:
Надеюсь, эти рекомендации научат вас слушать и добиваться большего в общении с другими людьми.
Дружите по-деловому!Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу