Умение помогать другим людям — называют одним из слагаемых успеха. Причем, помогать можно не только материально, а также — делиться знаниями, умениями, навыками, энергией.
Многие успешные люди по своей натуре были филантропами и меценатами. Часто они связывали свое благополучие с желанием и готовностью бескорыстно помогать другим людям. Американский писатель и экс-президент Marvel Comics говорил: «Тот, кто помогает другим просто потому, что это правильно и необходимо, без сомнения является настоящим супергероем». Иногда бывает так просто чем-то поделиться, помочь кому-то, не ожидая ничего взамен.
О смысле и важности благотворительности и помощи очень емко рассказал Константин Хабенский во время своего выступления «Эволюция методом деления» на форуме Sinergy Insight Forum. И деление — это не про способ размножения клеток, а про способность помогать людям и умение делиться с ними.
Константин Хабенский – актер театра и кино, сценарист и кинорежиссёр, Народный артист России, основатель «Благотворительного Фонда Константина Хабенского». Наибольшую известность, как актер, Константин Хабенский получил после ролей Плахова в сериале «Убойная сила» и Антона Городецкого в «Ночном Дозоре». По данным аналитического обзора компании «Яндекс» в 2017 году назван самым популярным актёром в России за первые 15 лет XXI века.
Развивается лишь тот, кто умеет делиться
Эволюция — это процесс развития, медленное постепенное изменение в какой-либо сфере жизни. Человечество, в принципе, наверное, и выживает только благодаря тому, что постоянно меняет мир внутри себя, вокруг, и вот такое развитие позволяет не останавливаться, а все время быть в движении.
Развиваться, двигаться вперед может только тот человек, который умеет делиться с другими. Это очень важное отличие человека от всех остальных существ, которые населяют нашу планету.
С самого детства нам родители говорят: не жадничай, поделись (конфеткой, яблоком, печенькой, игрушкой). Я не видел ни одного ребенка, который бы сразу с удовольствием это делал. Согласитесь, все-таки в глазах есть какое-то непонимание: почему? Это мое — я никому не отдам. Со слезами отдают, делятся… Но, наверное, это и есть базовая штука для дальнейшего развития человека. К примеру, те же птенцы в гнезде. Взрослые птицы приносят им в клювике червячка или семечку, и они их сразу съедают. Они же не думают, что нужно поделиться с братиком, с сестренкой.
Вот, наверное, в этом и есть основное отличие. Основа делиться с ближним человеком, с родным или не родным — не важно. Это и есть начало, старт развития человека.
Творчество, как форма взаимного обогащения
Я считаю, что творчество — это важная форма взаимообогащения. Мы делимся со сцены своей энергией со зрителем, который приходит в театр.
Почему есть такое мнение: театр это храм? Мне кажется, потому что когда это территория, на которой они могут выражать те эмоции, которые у них накапливаются в жизни. Это такое место, где они выливают всё и не боятся проявления своих эмоций. И тут, конечно же, без людей, которые выходят на сцену, ничего произойти не может.
Чем честнее, чем стопроцентнее мы со сцены передаём свою энергетику, пронизанную содержанием, эмоциями, парадоксом и т.д., тем быстрее происходит процесс открытия зрителя, открытия эмоционального – это очень важно. Эти эмоции потом обратно возвращаются на сцену. И даже, если ты сыграл сумасшедший спектакль с 2-х часовым забегом, максимально выложился (и физически, и духовно) – всё это возвращается тебе обратно, т.е чем больше ты отдашь, тем больше получишь, многократно. Потому что разговор один на один с человеком — это примерно: сколько дал, столько вернул, а в зрительный зал приходит порядке 300-500, до 1000 и так далее… Вы понимаете, какая возвратная энергия добра идет от зрителя.
Кино — немного другая история, но тоже очень похожа. В кино мы работаем зачастую вслепую, потому что нет зрительской реакции.
Периодически возникает мысль о том, в каком государстве через какое-то время мы с вами будем жить. Какие люди будут нас окружать. Потому что технологии настолько быстро идут вперёд (я имею ввиду компьютерные), а вслед за ними моменты общения человеческого затираются, и уже совсем другой сленг, совершенно другая скорость обмена информацией и т.д.
Я по натуре своей каменный человек. Я привык и люблю тактильное общение. Я не могу общаться когда не вижу глаз, когда не чувствую интонации, серьезно или с юмором, подтекст или без подтекста.
Какой должна быть благотворительность?
Есть такое понятие «тихая благотворительность» (когда мы помогаем, но просим не называть своего имени, фамилии, организации). Такая благотворительность возможна, но мы пытаемся перечеркнуть это понимание. Надо помогать, но, при этом, надо говорить: кто ты и зачем это делаешь.
Для чего это нужно делать?
Для того, чтобы возбудить и подключить к этой истории большее количество людей, которые на тебя смотрят, которые пытаются на тебя равняться и идти за тобой. Это очень важно. Сейчас время «шумной благотворительности». Все должны знать, что в стране есть люди готовые, умеющие делиться с другими людьми.
Давайте говорить о благотворительности просто и легко. Для меня это работа. В нашей стране живет около 140 миллионов человек. Нужно сделать так, чтобы для них благотворительность стала понятной, легкой, ежедневной необходимостью. Это одна из задач нашего фонда.
Когда нужно помогать?
Вы обратили внимание на то, как принято помогать? Это скорбные «SOS», «Скорее, скорее», «Срочно нужна помощь!»
Но давайте делиться и помогать не только когда нам становится страшно, и мы сопереживаем за другого человека. Давайте помогать, когда нам хорошо, когда у нас замечательное настроение. Давайте помогать в свой день рождения, когда к нам приходят с подарками, а мы заранее говорим: не надо подарков — просто перечислите деньги в такой-то фонд.
И давайте сделаем так, чтобы у кого-то это было раз в год (например, в день рождения), у кого-то — раз в полгода (вдруг, он решает, что вот это число будет днем добра, и в этот день я буду помогать тому или другому фонду).
С хорошим настроением дела идут намного лучше, чем с мрачным. Давайте установим дни добра в своих календарях.