Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Когда и за что нужно благодарить

Когда и за что нужно благодарить

О силе благодарности для развития отношений сказано немало. Но как часто нужно благодарить и за что говорить спасибо? Как можно выразить свою признательность человеку? Своим опытом использования благодарностей я попросил поделиться Оксану Чеклецову, директора одной из пермских школ.

Оксана Чеклецова


Оксана Чеклецова - директор школы №25, Пермь. Одна из самых молодых и новаторских руководителей образовательного учреждения.


Сколько раз нужно говорить «Спасибо» в течение дня?

Такое простое слово... так мало времени занимает его произнесение... так надолго оно запоминается тем, кому его сказали. «Спасибо» должно, однозначно, стать навыком, используемым человеком каждый день.

Кто говорит «спасибо», к тому лучше относятся

Мы с коллегами провели мини-опрос. Спросили у 83 человек «Как часто Вы говорите «Спасибо» в течение дня?» Это были представители разных социальных статусов и профессий. И, оказывается, большинство говорит «спасибо» менее 5 раз в день. По субъективной внешней оценке проанализировали взаимосвязь выраженности навыка благодарения с отношением окружающих к человеку. Те, кто говорит «спасибо» чаще, лучше принимается в коллективе, быстрее получает необходимую помощь и поддержку.

Когда нужно благодарить?

Чем чаще, тем лучше. «Спасибо» много не бывает, так как помимо материальной мотивации любой человек будет рад услышать слова благодарности в свой адрес. За открытую перед Вами дверь, за отлично выполненное поручение, за поддержку в сложной ситуации... Каждый день мы окружены событиями, когда благодарность не только уместна, но и необходима.

Сделать «спасибо» привычкой

Два года назад я относилась к большинству, то есть говорила «спасибо» менее 5 раз в день. Сегодня я благодарю не менее 10 раз в день, и могу сказать, что энергия жизни изменилась. Люди вокруг меня стали более открытыми и искренними. А может быть, они всегда такими были?

А произнося это простое слово, я запустила модель взаимоотношений с миром другого порядка?

Благодарность можно выражать разными способами:
• просто сказать «спасибо»
• выразить благодарность официально, вручить благодарственное письмо, например, написать «спасибо» в сообщении или записке
• сделать благодарственный подарок
В самом начале я каждый день вела учет сказанных «спасибо». Через 1,5 месяца заметила, что это стало привычкой, и теперь я не задумываюсь об этом, а просто благодарю людей, которые меня окружают. Первый шаг на пути к благодарности – задать самому себе вопрос «Как часто я благодарю людей?»

Для себя определила 3 правила говорить «спасибо»

1. Благодарить искренне. Это очень важно, так как человек всегда распознает, от чистого сердца исходит благодарность или нет. Искреннее «спасибо», как правило, сопровождается теплой улыбкой и взглядом «глаза в глаза».

2. Говорить «спасибо» здесь и сейчас. Хотя бывают ситуации, когда осознание благодарности приходит позже. Например, после большого события на этапе рефлексии ты вспоминаешь некоторые детали и тех людей, кто повлиял на ситуацию. В этот момент нужно сразу позвонить или написать человеку. Как показывает практика, этот момент не менее ценен.

3. Благодарить ответно. Когда звучат слова благодарности в ваш адрес, безусловно, нужно поблагодарить в ответ. Хотя бы за то, что человек нашел время, чтобы вам это сказать. Важно принимать благодарность также искренне. Человек должен чувствовать, что вам не все равно. Ведь именно неравнодушие является основой крепких взаимоотношений.

Разные способы благодарности

Наверное, каждый хотя бы раз был свидетелем ситуации, когда мама говорит ребенку: «А ты сказал спасибо?» Но каким образом дети будут говорить «Спасибо» чаще, если они редко это слышат от своих родителей и окружающих людей? Именно мы, взрослые, обязаны формировать поведенческую модель благодарности: для себя, для окружающих, для будущего поколения.

В своей профессиональной деятельности использую разные способы благодарности.

Во-первых, не дожидаюсь итоговых педагогических советов, чтобы сказать «спасибо» за те или иные достижения. Благодарю сотрудников практически на каждом оперативном совещании в присутствии всего коллектива.

Не вручаю благодарственные письма или приказы на премию в этот момент, а просто говорю «спасибо». Это повышает лояльность коллектива, так как любая помощь компании или личное достижение является ценным, а благодарность транслирует поощрение такой модели поведения.

Во-вторых, звоню или пишу сотрудникам лично. Многие в самом начале удивлялись, что директор может позвонить только для того, чтобы сказать «спасибо». Но именно это демонстрирует личную включенность руководителя в процесс и подчёркивает заинтересованность в сотруднике. Кстати, школьников тоже благодарю лично. Например, после проведения городского мероприятия в нашей школе я зашла в классы, которые принимали участие в событии, чтобы сказать «спасибо» лично от себя. Видела гордые и довольные лица ребят и понимала, как это для них важно.

В-третьих, сама придумываю моменты для благодарности. Например, после выхода из отпуска сотрудники на своих столах находят записки со словами благодарности. Записки пишу рукой, не печатаю на компьютере. Это подчеркивает искренность намерений и поднимает настроение, несмотря на закончившийся отпуск. Иногда к записке добавляю небольшой сюрприз: набор ручек, блокнот и прочее. Мелочь, возможно, но именно такие мелочи формируют отношения: искренние и благодарные.

В конце учебного года провели Торжественный прием директора школы. Цель – поощрить лучших детей и родителей. Мы с командой решили, что данное событие должно быть максимально искренним и не традиционно-наигранным.

Для этого:
• Я сама вручала приглашения детям и родителям. Кому вручить лично не успела (улетала в командировку), позвонила по пути в аэропорт и пригласила по телефону. Приглашая, так и говорила: «Я хочу сказать Вам от себя лично спасибо». Были родители, которые растрогались от этого телефонного звонка.
• На Торжественном приеме мы подготовили индивидуальную формулировку благодарности для каждого. Это очень важно, чтобы человек чувствовал, что мы думали именно о нем, а не написали всем одинаковые шаблонные фразы.
• В момент вручения памятных подарков и благодарственных писем я была настолько искренней, что сама растрогалась несколько раз и видела растроганные глаза детей и родителей.

Оказывается, и дети, и родители тоже хотели давно сказать «Спасибо!», но не представлялся случай, а на Торжественном приеме директора школы искренние мамы и папы, гордые ребята (даже старшеклассники) благодарили в ответ! И не потому, что обязывала ситуация, а потому, что это было их реальное желание. И я поняла, как важно произносить это слово... оно преображает всех вокруг! А сколько было обратной связи после...

Подходит всем

Я считаю, что мой подход справедлив для любой организации и коллектива. Даже рекомендовать вас и вашу компанию будут искренне только тогда, когда первый руководитель научится быть благодарным своим клиентам. Очень рекомендую встраивать Модель Благодарности в вашу работу и жизнь!

Благодарите чаще!

Alex BabushkinКогда я познакомился с Оксаной во время одной из конференций в Перми, то поразился ее подходу к управлению и к жизни. Она просто сломала мой шаблон представления о педагогах и директорах школ. Я даже позавидовал ученикам школы №25 и их родителям, что у них такой директор. Уже тогда решил, что Оксана просто обязана поделиться частичкой своего опыта. Когда попросил Оксану рассказать о роли благодарности в жизни, она охотно согласилась и уже через несколько дней статья была готова. Благодарю Оксану за интересную и прикладную подачу. Надуюсь, и вы, как читатель, найдете полезные идеи для внедрения в свою жизнь.

Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу


© Данный материал авторский. При перепечатке или цитировании обязательно указание автора и активная, открытая для индексации гиперссылка на networking24.ru.