Версия для слабовидящих Версия для слабовидящих
Почему мы не обращаем внимания на людей, с кем общаемся

Почему мы не обращаем внимания на людей, с кем общаемся

Алексей Бабушкин бизнес-тренер по нетворкингу
автор статьи:
Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер

В общении люди зачастую так невнимательны, что, если им в какой-то момент подменить собеседника, многие этого даже не заметят и продолжат диалог…

Это не шутка, а результаты ряда экспериментов, которые провели психологи Дэниел Саймонс со своим коллегой Дэниелом Левиным.

Дэниел Саймонс


Дэниел Саймонс- американский экспериментальный психолог, доктор философии, профессор кафедры психологии в Иллинойсском Университете, автор книги «Невидимая горилла», переведенной на 20 языков мира.


Эксперимент с дверью

Первый такой эксперимент был проведен в 1998 году на территории кампуса Корнелльского университета. Исследователь просил прохожих подсказать ему дорогу. Доставал карту и устанавливал зрительный контакт. Пока отзывчивый прохожий объяснял маршрут путнику, между ними бесцеремонно проходили двое мужчин, несущих дверь. Зрительный контакт между собеседниками терялся лишь на несколько секунд, но за это время, один из грузчиков успевал подменить прежнего интервьюера, а человек, который изначально спрашивал дорогу, ловко подхватывал дверь и уходил. Теперь перед прохожим, держа в руках карту, стоял уже другой человек. Впрочем, беседа продолжалась с того места, где и прервалась, будто ничего и не произошло…

Из 15 участников эксперимента подмену собеседника заметили лишь семеро. То есть в половине случаев люди просто не обратили внимание, что продолжают разговаривать совершенно с другим человеком.

Анализируя результаты эксперимента, Саймонс и Левин обнаружили, что люди, которые не обнаружили подмены, были старше 50 лет, а прохожие, кто был помоложе, оказались более прозорливы.
Этому было простое объяснение - пожилые люди из-за возраста более рассеяны. Позднее было доказано, что у пожилых людей старше 65 лет, больше трудностей с обнаружением изменений.

Но возникла и другая гипотеза. Что если участники эксперимента были более внимательны, потому что принадлежали к одной социальной группе с интервьюерами, ведь и те, и другие были примерно одного возраста (20-30 лет)?



По мнению экспериментаторов, при встрече с незнакомым человеком, мы подсознательно идентифицируем его с какой-либо социальной группой, и если эта группа наша, то включаем больше внимания. То есть когда студент встречает студента, он более внимательно его изучает, замечает индивидуальные отличия. Для пожилого же преподавателя, как правило, все студенты на одно лицо.

Эксперимент с дверью. Продолжение

Саймонс и Левин решили проверить эту гипотезу на практике, проведя вторую часть эксперимента. Только теперь, чтобы исключить возраст, как побочный фактор, они подходили лишь к студентам университета. Вместе с тем, чтобы отстроиться от их социальной группы, они поменяли свою привычную одежду (схожую с той, в чем обычно ходят студенты) на спецодежду дорожные рабочих - оранжевые жилеты и каску. Тем не менее рабочие отличались: у одного свитер был голубой, у другого - черный; на одной каске была надпись, на другой - нет. В эксперименте «проверили» 12 студентов, восемь из которых снова не заметили подмены после прерывания беседы проносимой дверью.

В своих выводах ученые отметили, что как только люди относят объект взаимодействия к сторонней категории, то далее рассматривают его не как индивидуума, а лишь как представителя группы.

Варианты эксперимента Саймонса и Левина

Позднее разные ученые и психологи повторяли опыт Саймонса и Левина, заменяя дверь на лист фанеры, картину, ширму и другие предметы. В качестве подмены тоже испробовали различные варианты: меняли мужчину с густой шевелюрой на лысого, мужчину на женщину, бледнолицего европейца на темнокожего афроамериканца… Подмены не замечались. Результаты эксперимента, как правило, всегда подтверждались…

Психологи называют это явление change blindness, слепота к изменениям – люди часто не могут заметить, чем отличаются изображения, если между двумя моментами созерцания картинки имел место факт прерывания взгляда (мерцание, кратковременно возникающее физическое препятствие и т.п.)

Уильям Джеймс


Первым о неспособности обнаруживать изменения упомянул в 1890 году Уильям Джеймс в своей книге «Принципы психологии» (Principles of Psychology).


По причине слепоты к изменениям, мы редко замечаем киноляпы при просмотре фильмов. Мозг нетренированного человека воспринимает образ целиком, а не детали картинки.

Ярким примером киноляпа служит советский фильм «Большая перемена».
В одном из сюжетов герой фильма Ганжа, предотвращая аварию, получает ожог паром правой руки. Когда же он оказывается в медпункте, ему почему-то бинтуют левую руку. Позднее он встречает жену и бинт снова оказывается на правой руке. Потом бинт продолжает кочевать с правой на левую руку. Но большинство зрителей не обращает на это внимание.

Большая перемена киноляп
Кадры из фильма "Большая перемена", Мосфильм, 1973, реж. Алексей Коренев, сцен.Георгий Садовников и Алексей Коренев, комп. Эдуард Колмановский

Слепота к изменениям и нетворкинг

Явление change blindness справедливо и в установлении новых знакомств. Если мы знакомимся с людьми из одной с нами социальных групп, то запоминаем их лучше. Когда мы общаемся с кем-то из другой социальной группы, то автоматически меньше фиксируем деталей о собеседнике. Впрочем, если теперь, вооруженные этими знаниями, мы осознанно при каждой встрече будем более внимательны к окружающим, то качественно повысим эффективность своего нетворкинга.

Алексей Бабушкин, эксперт по нетворкингу


© Данный материал авторский. При перепечатке или цитировании обязательно указание автора и активная, открытая для индексации гиперссылка на networking24.ru.