Нетворкинг
Знакомиться - это не рутина!

Знакомиться - это не рутина!

Портал dailymoneyexpert.ru опубликовал интервью со мной - "Алексей Бабушкин: знакомиться - это не рутина". Говорили про нетворкинг и полезные связи.

Слово «нетворкинг» часто используют и в разном контексте, но, кажется, не все понимают, что это такое. Как вы поясните этот термин?

- Нетворкинг состоит из двух слов: net - сеть, work - работать, следовательно, одно из определений звучит как «создание и поддержание сети контактов, которая приближает вас к достижению цели и работает на ваш успех. Это если переводить дословно. Нетворкинг еще рано называть полноценной наукой, а вот искусством вполне. Для его создания и поддержания в должном виде необходимо прилагать усилия.

В той или иной степени, каждый из нас владеет данным искусством, при чем с детства, правда, не всегда осознанно..

- Действительно, мы водились с тем, у кого была машинка или совочек с ведерком. Повзрослев, выбирали друзей с определенной компьютерной игрой, именно той, которая нам нравилась. Мы налаживали контакт с одноклассниками-отличниками с разборчивым почерком, чтобы было легче списывать. В институте и на работе то же самое. Все эти отношения выстраиваются интуитивно, ради получения возможностей или ресурсов, которыми мы не располагаем сами.

Но это еще не нетворкинг?
- Отчасти он. В профессиональном нетворкинге мы способны спрогнозировать результат, к которому стремимся, и делаем это осознано. Мы создаем связи и расширяем сеть контактов, исходя из своих целей, избегая лишних действий.



Нетворкинг часто путают с общением. В чем разница?
- Неразбериха есть. Нетворкингом нарекают встречу со старым приятелем; короткий разговор с официантом, принесшим кофе и прочее, тогда как это просто общение. На конференциях кофе-брейки ошибочно называют нетворкингом, поскольку так сейчас модно. По сути, просто название поменяли.
Нетворкинг — деловое общение. Хотя знаю примеры, когда именно через подобную коммуникацию люди устраивали свою личную жизнь, заводили друзей.

Какие типы нетворкинга существуют?
- Я выделяю три.
Первый тип - позитивный нетворкинг. Вы знакомитесь и готовы помочь, не ожидая получить мгновенную отдачу, в виде ответной услуги. Вам самому интересно принести пользу другому человеку. Такой себе альтруизм и доброе отношение. Это как с подарками: дарить их не менее приятно, чем получать. Знакомясь с человеком, вы не думаете о его полезности, вы просто испытываете удовольствие, обсуждая увлечения или хобби,а уже потом переходите к делу.

Второй тип — негативный нетворкинг. Заводите контакт, исходя из ваших корыстных интересов. Знакомитесь и сразу знаете, что хотите получить от конкретного человека. Чистой воды использование для достижения корыстных целей. Безусловно, здесь много подводных камней, особенно, в долгосрочной перспективе.

Третий тип — нетвокинг по принципу Win-Win (выигрыш-выигрыш), когда на берегу вы договариваетесь о том, чем можете быть полезны друг-другу. Это тоже рабочая схема, несмотря на присутствие в ней элементов негативного нетворкинга. Все участники процесса знают, какое вознаграждение получат, происходит обмен ресурсами по прозрачным правилам. Очень честна модель.

Какой тип нетворкинга эффективнее?
- Нельзя сказать: «Занимайтесь только позитивным, добрым и честным нетворкингом», хотя хочется. Понимаете, его надо прочувствовать, пропустить через себя. Если вы новичок, вступите на промежуточный путь Win-Win стратегии. Говорите, чем готовы помочь и чего ожидаете в ответ. Можете попытаться и попаразитировать на других через негативный нетворкинг. Просто осознавайте его последствия и подумайте, как к вам могут относится после этого.

Алексей Бабушкин

Кажется нынешняя реальность российского нетворкинга как-раз негативная...
- Да, будем реалистами, на сегодняшний день общество не готово становиться просветленным. У нас позитивного нетворкинга очень мало. Чаще практикуют негативный, Win-Win тоже встречается. Думаю, со временем, ситуация улучшится. Часто мы воспринимаем людей через призму полезности для себя. От этого необходимо уходить.

Поговорим о самом процессе. Какие вопросы следует себе задать перед знакомством, как готовиться?
- Нетворкинг очень тесно соприкасается с личным брендингом. Чтобы устанавливать контакты, необходимо осознавать свою ценность. Нужно понимать, что вы можете предложить людям. Для этого придется покопаться в себе. При знакомстве необходимо транслировать эту ценность первым: отдавая, нам легко получить что-то взамен.

Допустим, ценность распознана. Какой должна быть самопрезентация? Например, если времени не так много.
- Тогда подойдет лифтовая презентация (elevator pitch) - короткая речь на 30-60 секунд. Обычно ее начинают с имени, фамилии и должности, а заканчивают названием компании, в которой работают, и то не всегда. Такое представление не выстреливает. Это анкетные данные, они забудутся через секунду. Наименование фирмы, если она не топ, вообще ни о чем не скажет. Имя, компетенции и ваша ценность - следуя данной формуле, вы лучше запомнитесь своему собеседнику, ему будет легче вам ответить.

Визитки также важны, как и бейдж, и общий внешний вид. Особенно, когда даже для коротких речей нет времени.

Как строить беседу, если времени больше, чем 60 секунд?
- Расскажите о себе какой-то факт, не связанный с работой или бизнесом, но запоминающийся. Например, вы поднимались на самую высокую гору Урала «Народная» целых три раза. Это звучит намного интереснее чем: «Здравствуйте, я бизнес-тренер». На первом этапе заниматься продажами — дикость. Нужно просто вызвать интерес, а потом уже переходить к делу. Поговорите о погоде, мероприятии, на котором находитесь. Произведите впечатление приятного собеседника. Очень сложно найти человека, с которым интересно поговорить, который ничего не просит и ничего не продает. Им можете стать вы.

Если вы знаете, с кем планируете знакомиться, изучите информацию о нем в интернете. В разговоре проявите осведомленность о своем собеседнике. Ему будет приятно, и очень быстро он сам проявит интерес к вашей персоне и захочет чем-нибудь помочь. Главное, не превращайтесь в продажника.

Как быть с тем, что одни более склонны заводить контакты, а другим такое искусство дается сложнее?
- У интровертов и экстравертов разные подходы к построению сети контактов. Интроверт, вероятно, уйдет с мероприятия с двумя/тремя визитками, но об их владельцах он узнает всю подноготную, вплоть до пятого колена. Для экстраверта характерно поверхностное общение. Он познакомится с 10—15 людьми. Это тоже неплохо. В дальнейшем он отсеет все ненужные, контакты, а полезные проработает так же качественно, как и интроверт.

Что можно посоветовать людям, испытывающим сложности при знакомстве?
- Приходите на деловое мероприятие пораньше, когда там есть только пара людей — будет легче установить контакт и адаптироваться в новом пространстве. Пришедшие позже люди, воспримут вас как хозяина положения. Вы уже знаете, где зона кофебрейка, где раздеться, как пройти в зал и прочее. Люди будут у вас узнавать, где что находится. Это придаст вам важности и уверенности. Если вы приходите на середине регистрации, людей уже куча, вы теряетесь, не знаете к кому обратиться, стесняетесь, и в итоге испытываете дискомфорт. Какой уж там нетворкинг!

Часто на мероприятия коллеги приходят парами. Тогда им вообще никто не нужен. Но даже если идут одни, бывает и не знают как зовут соседа по конференции.

- Я был свидетелем, когда после трехдневного мероприятия, люди не знали имен тех, с кем сидели рядом. Каждый день они здоровались и прощались друг с другом, и все! Это проблема менталитета. Американцы, например, активно коммуницируют на мероприятиях. Им вполне достаточно сказать: «Привет! Как дела», и дело пошло. У нас все по-другому. У нас люди ждут какой-то команды, им нужно помочь, сказать: мальчики налево, девочки направо, пожмите друг-другу руки. Все же так просто: обменяйтесь визитками, сделайте комплимент, просто улыбнитесь, спросите соседа рядом, как его зовут. Это поможет установить контакт.

Бизнес-тренер Алексей Бабушкин провел мастер-класс по нетворкингу

Как поддерживать связь после первого контакта?

Если после первого общения картина ценностей ясна, сразу договоритесь о следующей встрече. Зачем терять время? Если сразу не понятно, чем вы можете быть друг-другу полезны, в течение первых 24 часов после мероприятия, напомните о себе, напишите электронное письмо, постучитесь в социальные сети. Укажите, где вы познакомились, при каких обстоятельствах, о чем говорили и предложите следующее действие. Возможно, это будет встреча на каком-то ближайшем мероприятии. Нетворкинг характеризуется глубиной и частотой общения.

Социальные сети сейчас очень активно используются для установления контакта, зачастую без перехода в реальный мир. Как вы расцениваете подобный нетворкинг?

- На социальные сети я смотрю как на оперативный способ связи. Если устанавливать знакомство, нужно учитывать несколько моментов. Во-первых, ваша анкета. Посудите сами: если у человека три друга, пара перепощенных котиков, по дате рождения ему 100 лет, возникнет ли у вас желание пообщаться? Наверное нет. Во-вторых, часто люди используют соцсети для продажи. Например, одна девушка продавала шерстяные носки, и вместо фото профиля со своим лицом, у нее были эти самые носки. Возможно, это повышает продажи, но общаться с таким человеком не хочется, особенно когда не видно лица. Вы же не хотите дружить с носками!? Другой момент, если вы отправляете заявку в друзья незнакомому человеку или тому, кто, вероятно, вас забыл, напишите сопроводительное письмо: кто вы, зачем обращаетесь и что хотите. Если вы просто постучите в друзья, это расценят как спам.

Часто профиль и то, как человек пытается себя позиционировать в личном общении, расходятся.

- Социальные сети - публичный инструмент коммуникации и все, что вы постите можно использовать против вас. Важно соблюдать единство посыла. Я, например, сталкивался с людьми, с виду нормальными, но на стене ненормативная лексика или картинка с револьверами. Если ко мне такой человек обращается с деловым предложением, то я задумываюсь о его адекватности. В социальных сетях, как в жизни: иногда стоит и промолчать.

Можно ли выстраивать отношения только в социальных сетях? Подходят ли они для закрепления и поддержания отношений?

Нельзя. Нужно обязательно переводить коммуникацию в реальный мир. Самое сложное в социальных сетях — они не передают эмоции. Даже эмодзи трактуют по-разному, поэтому живой звук не заменим.

Для закрепления и поддержания контакта я строго рекомендую электронную почту. Анкеты в социальных сетях блокируются, кто-то удаляется и создает профиль заново, теряя всю переписку. Кроме того, не все активны в социальных сетях, некоторые просто выпадают из коммуникации. Электронная почта — самое стабильное средство связи. Люди меняют города и телефоны, но электронная почта, как правило, остается. У многих она вообще с подросткового возраста не меняется. Пишите туда и дублируйте в соцсети, помня, что последние не догма, а просто инструмент для ускорения общения.

Электронные письма не требуют быстрого ответа. С социальными сетями, как бывает: вы послали сообщение, человек прочитал, но решил ответить позже, а потом он просто забыл, да и месседж отмечен, как прочитанный. А вы страдаете, думаете, что не угодили. С почтой проще, можно отметить как непрочитанное или флажок поставить, чтобы не забыть.

Подытожим, что для вас «нетворкинг»?
- Готовность помочь и принять помощь. Нетворкингом нужно проникнуться. Нужно захотеть расширить свой круг знакомств, поняв, что это сэкономит вам время, деньги и силы, откроет возможности. Выходите всегда с искренней улыбкой, а не злым оскалом. Помните, знакомиться — это не рутина. Вы же не будете читать книгу, если она вам не интересна? Общение расширяет кругозор и открывает богатство мира, духовность.

Справка. Алексей Бабушкин — эксперт по нетворкингу, бизнес-тренер, автор книги «Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни», номинант премии «Человек года» по версии журнала «Деловой квартал», обладатель премии «Золотой промоушен» как автор лучшего образовательного проекта networking24.ru.

Ольга Львовская, Dailymoneyexpert
Знакомиться - это не рутина


Подпишись на новые статьи про нетворкинг:

Статьи по теме

Как завести полезные связи?
Отзеркаливание помогает расположить собеседника
Воронка нетворкинга
  • Facebook