автор статьи: Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Нетворкинг - это знание, навык или компетенция?
Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно разграничить эти понятия.
Нетворкинг как знание
Большинство людей понимает, что полезные знакомства открывают новые возможности во многих сферах профессиональной и личной жизни. Но одно только знание не дает желаемого результата. Можно прочитать несколько книг, научных статей или посмотреть ролики на YouTube, но при встрече с живым человеком и необходимости заговорить с незнакомцем, у многих начинают дрожать колени. Что уж говорить о том, чтобы обменяться визитками, укрепить завязавшиеся отношения и быть взаимно полезными друг другу. Одних знаний для этого недостаточно.
Нетворкинг как навык
Умение знакомиться, общаться и поддерживать отношения с людьми можно рассматривать как навык. Нетворкингу можно научиться, а главное довести навыки делового и личного общения до автоматизма и профессионализма. Есть множество методик, приемов и способов, помогающих сделать знакомство и общение более продуктивным. Их соблюдение позволяет прогнозировать результат с большой долей вероятности.
Но не все люди способны определить когда и какой прием сработает лучше. Не каждый может понять почему общение перешло в то или иное русло.
Некоторые и вовсе, освоив два-три приема, которые показались им наиболее эффективными и простыми, продолжают их использовать всегда и везде. Успешные знакомства подтверждают и укрепляют уверенность в правильности их выбора. А неудачи они, как правило, списывают на какие-нибудь особенности своего визави.
Нетворкинг как компетенция
Эксперт по нетворкингу Алексей Бабушкин рассматривает нетворкинг - как компетенцию, представляющую модель успешного поведения обучаемого в вопросах коммуникации. Она включает: установление, поддержание и развитие своих связей с целью сохранения в дальнейшем имеющихся ресурсов для достижения поставленных целей.
При рассмотрении нетворкинга, как компетенции, Алексей Бабушкин учитывает несколько поведенческих факторов:
1. Умение познакомиться с требуемым человеком
Уверенное и эффективное использование различных приемов установления контакта при живом общении и в сети интернет.
2. Умение поддерживать разговор
Способность начать и поддерживать диалог. Развивать его с помощью «открытых» вопросов. Умение перефразировать «закрытые» вопросы в «открытые». Способность заинтересовать собеседника, побудить его к продолжению общения.
3. Умение формировать входящий поток контактов
Способность применять различные способы создания входящего потока знакомств, при котором, другие люди (в том числе потенциальные клиенты, заказчики, партнеры, инвесторы) сами проявляют интерес к установлению контакта.
4. Навыки распознания людей
Определение лиц, расположенным к общению. Чтение языка тела, умение понимать и расшифровывать невербальные сигналы. Способность к выявлению в поведении собеседника признаков снижения интереса к продолжению контакта.
5. Навыки отзеркаливания
Умение фиксировать в поведении людей присущие им уникальные отличительные характеристики. Умение «отзеркаливать» поведение, позу, речь, словарный запас и другие факторы для формирования ощущения общности и близости.
6. Умение систематизировать свои контакты
Ведение учета, списка или банка данных из лиц, с которыми было установлено знакомство для оперативного поиска нужного человека. Способность отслеживать его потребности и возможности, изменение интересов. Своевременная корректировка полученной информации для ее поддержания ее актуальности.
Уровень подготовки человека можно оценить по количеству освоенных приемов, способности уверенно их применять на практике, уметь адаптировать известные техники под изменяющиеся условия обстановки.