автор статьи: Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Листая во время очередного перелета бортовой журнал «UAM», наткнулся на статью «Интернациональный деловой этикет». В конце текста напечатана целая таблица об особенностях общения с иностранцами. Схематично показаны правила приветствия, обращения к мужчинам и женщинам, предпочтительный дресс-код и стиль общения на деловых переговорах, а также особенности вручения визиток в разных странах.
Действительно, визитки - это универсальный инструмент нетворкинга в современном деловом мире. Несмотря на то, что прототипы современных Business Card появились еще в XVII веке, а первые прообразы и вовсе более 2 500 лет назад, визитки по-прежнему используются очень активно. Как и другие атрибуты делового общения, обмен визитками имеет свои правила и особенности. В каждой стране они свои.
Отправляясь за границу, изучите правила делового этикета той страны, куда вы направляетесь. От этого зависит эффективность вашего нетворкинга.
Пересекая границу на время отпуска или деловой поездки, захватите с собой визитки. Убедитесь, что ваши контактные данные указаны на языке страны пребывания или на английском. По нормам делового этикета, визитные карточки обычно делают односторонними. Так информацию удобнее считывать, а, при необходимости, производить какие-либо пометки на обороте. Разумеется, оставлять записи на визитке лучше не при их владельце. При общении с иностранцами допускается использование двусторонних визиток (с одной стороны - на русском языке, с другой - на иностранном).
Визитку вручают одной или двумя руками, но обязательно лицевой стороной вверх, развернутой в сторону собеседника, чтобы он мог сразу прочесть ваши данные.
В Индии визитку следует подавать только двумя руками, да еще в сочетании с намасте.
При получении визитки требованиями этикета предписано вручить в ответ свою визитную карточку. Так что, отправляясь на деловой визит, запаситесь достаточным количеством своих визитных карточек, чтобы не попасть в неловкую ситуацию.
Получив визитку, прочтите ее внимательно, прежде чем убирать к остальным. Складывайте чужие визитные карточки отдельно от своих, чтобы при очередном обмене контактами не искать свою визитку, перебирая только что полученные карточки. Да и ни к чему кому-либо знать сколько новых контактов у вас появилось.
Если имя нового знакомого, особенно иностранца, трудно запоминаемое, держите его визитку в руке на протяжении всего разговора. При необходимости обратиться к нему, вам не придется шарить по карманам или лезть в сумку, чтобы вспомнить его имя. Достаточно считать ее с визитной карточки. Это вполне уместно, ведь вы познакомились несколько минут назад.
В странах Азии предписано не убирать визитки со стола до окончания разговора. Это будет воспринято как невоспитанность.