автор статьи: Алексей Бабушкин,
эксперт по нетворкингу,
бизнес-тренер
Знание правил делового этикета сослужит вам добрую службу в установлении и поддержании ваших контактов. Появляясь на деловых мероприятиях и соблюдая элементарные правила, вы завоюете уважение и признание со стороны партнеров и клиентов.
Как здороваться
Входя в помещение, здоровайтесь первым.
Если в помещении, куда вас пригласили, находится достаточно много людей, не стоит громко кричать свое приветствие всем присутствующим. Достаточно ограничиться общим поклоном головы в их сторону. Затем подойдите к тому, кто вас пригласил, и обменяйтесь с ним рукопожатием.
Если вас кому-то представляют, или вы с кем-нибудь знакомитесь лично, то после взаимного представления, можно обменяться визитками. Если вам вручили визитку, то по правилам делового этикета следует в ответ дать свою визитную карточку.
Хорошо, если при приветствии вы называете человека по имени, а не ограничиваетесь простым «Добрый вечер!» или «Здравствуйте!»
Даже если у вас с кем-то натянутые отношения, здороваться нужно со всеми присутствующими, включая тех, кто вам по тем или иным причинам неприятен.
Если вы сидите, то хорошим тоном считается вставать при приветствии.
Также мужчинам следует вставать, если в помещение входит дама.
На деловых встречах и официальных приемах целовать дамам руку не принято.
Как пожимать руку
Обычно для рукопожатия подают правую руку. Если она повреждена или занята, то допускается, извинившись, подать левую руку.
При знакомстве или представлении существует правило, что первым подает руку старший по возрасту или должностному положению. А также тот, кому вас представляют.
Если вы подошли к группе людей и обменялись рукопожатиями с одним человеком, нужно пожать руки и остальным. При этом, если пожимаете руку человеку, с которым не знакомы лично, то при рукопожатии назовите свое имя.
Если здороваются сразу несколько человек, то избегайте рукопожатий крест-накрест. Следует дождаться своей очереди.
Не пожимайте руку собеседнику, держа вторую в кармане.
Обычно не принято здороваться рукопожатием в туалете, или при выходе из него. Также не принято обмениваться рукопожатием через стол.
Рукопожатие следует производить с той силой, с которой вам жмут руку. В любом случае, оно не должно быть слишком слабым. Это может быть расценено как проявление безразличия к человеку.
На деловых мероприятиях пожимать руку дамам - это нормально! Но допустимо лишь в том случае, если дама первой подаст руку.
Как прощаться
Уходя с мероприятия, не обязательно прощаться с каждым персонально. Достаточно поблагодарить организаторов мероприятия, хозяина дома или человека, который вас пригласил.
Не затягивайте прощание. Если вас переполняют эмоции от прошедшего мероприятия, то направьте письмо с изложением благодарности за приглашение.
Если вам необходимо уйти с мероприятия до его окончания, то попрощаться достаточно только с организаторами мероприятия, чтобы ваш уход не послужил сигналом, что всем пора расходиться.
Не забудьте после мероприятия отправить людям, с которым вы познакомились, follow-up письма для закрепления контакта.